Жизнь в Гонконге в последнее время стала очень непредсказуемой и сложной. Когда встречается или переписывается группа друзей, то наиболее частым вопросом становится: вы уезжаете или остаетесь?
В июле количество отъездов увеличилось, поскольку с 1 августа Гонконг и Пекин больше не признают британский национальный заграничный паспорт (выданный Соединенным Королевством тем, кто родился до возвращения Гонконга в Китай в 1997 году). С января 2021 года Лондон начал выдавать специальные визы обладателям паспорта, которые через пять лет смогут получить британское гражданство, поэтому в последние месяцы некоторые из них уехали.
Исполнительный директор Гонконга Кэрри Лам сказала, что ее совсем не беспокоят бесконечные очереди на регистрацию в аэропорту – семьи с пакетами и чемоданами тех, кто не планирует возвращаться. Только на вылеты есть очереди, прилеты пустые. «Гонконг всегда был международным городом, и я рассчитываю на то, что он и дальше будет привлекать таланты со всего мира и материкового Китая», – сказал Лам на пресс-конференции, прежде чем сменить тему.
Вызывает недоумение то, что глава правительства не показывается расстроенным перед тысячами людей, особенно молодыми людьми, которые решают уехать, даже не имея конкретных планов, чтобы не быть вынужденным жить в городе, который неудержимо и пугающе меняется.
С 1 июля 2020 года, когда вступил в силу закон о национальной безопасности, подписанный в Пекине и введенный в Гонконге безо всякой проверки местным парламентом, многое из того, что составляло политическую жизнь города, перевернулось с ног на голову. Независимая и продемократическая газета Apple Daily была ликвидирована из-за замораживания средств на её счету, а редактор и другие руководители газеты были арестованы.
Избирательная система была «улучшена», и теперь баллотироваться на выборах смогут только те, кого специальная комиссия сочтет «патриотами». Многие места, на которых граждане могли выбирать своих представителей, были упразднены, что еще раз усилило корпоративное голосование и голосование представителей различных секторов экономики как было в колониальные времена. Ассоциации студентов университетов также упразднены, объявлены антипатриотическими и даже обвинены в попустительстве терроризму.
Убежище вдали от дома
Перед выпуском новостей по радио или телевидению транслируется государственный гимн, который теперь по закону должен демонстрироваться флаг с другими национальными символами Гонконга, а для детей из детских садов подготовлены специальные учебные пособия, чтобы научить их любить родину и быть патриотами: лучше начинать с молодых, чтобы не придумывать сумасшедших идей.
Но изменения в системе образования являются одной из основных причин, по которым некоторые люди решают уехать: идея о том, что их дети подвергаются общей пропаганде в остальной части Китая, неприемлема, поэтому они уезжают в Великобританию, в некоторых случаях в Канаду или остальная часть Китая, США и, в особых случаях, Тайвань, который, вопреки всеобщим ожиданиям, не стал одним из самых популярных убежищ мигрантов.
Более того, соседние страны все еще закрыты из-за пандемии, поэтому даже те, кто может надеяться восстановить жизнь в Японии или Австралии, не могут сейчас даже провести там выходные или поехать в отпуск. Некоторые слова, лозунги и песни 2019 года стали незаконными: по радио вы больше не можете называть Цай Инь-вэня «тайваньским президентом», а только «лидером» Тайваня, поскольку Пекин не принимает этот язык и отражает нынешний статус-кво, в котором Тайвань является самоуправляющимся демократическим островом, никогда не возглавляемым Коммунистической партией Китая.
Ассоциация учителей обратилась к правительству Гонконга с искренним призывом приложить усилия, чтобы понять, почему так много молодых людей уезжают, и остановить массовую миграцию из Гонконга, но последовала только бесполезность их призывов. К сожалению, никого не волновала данная проблема в должной мере, и ситуация осталась без решения. На самом деле, если граждане, которые требуют демократии, свободы выражения мнений и справедливости, уедут из-за нарушений, совершенных полицией во время демонстраций 2019 года, правительство нисколько не пожалеет о них.
Среди тех, кто остается в Гонконге, есть люди полные решимости остаться и посмотреть, что будет происходить здесь дальше, а другие хотят увидеть, способны ли они жить совершенно аполитичным образом. Конечно, есть и сторонники правительства, и более десяти тысяч человек, арестованных за протесты 2019 года против действующего правительства Гонконга.
Многие из них еще совсем молодые, иногда даже подростки и они уже подвергаются несоразмерным наказаниям. К преступлениям против полиции относятся с особой строгостью: 47-летняя женщина, бросившая в полицию зонтик и коробку с печеньем, – хотя зонтик никого не задел, – была приговорена к трем годам и девяти месяцам. Ей вынесли приговор за «мятеж и нападение». Инцидент произошел во время демонстрации, в ходе которой полиция предъявила обвинения и арестовала многих мальчиков. Женщина пыталась уберечь одного от ареста. С другой стороны, эксцессы и злоупотребления полиции не расследуются, и тем более наказываются.
От тех, кто остался, требуется любить полицию, родину, флаг, новый закон о национальной безопасности, лидеров, партию… Никогда прежде не выдвигались такие условия, чтобы Гонконг просил полюбить партию, но теперь такие требования есть, поскольку правительством было установлено, что нельзя любить свою страну, не любя партию, которая защищает и управляет ею. С другой стороны, любовь к Гонконгу должна проявляться с самообладанием: она не должна заслонять истинную любовь к стране, праздникам и т. д.
Что же ждёт Гонконг?
Не только жители Гонконга, Китая и ближайших мест обеспокоены ситуацией в городе. Весь мир следит за невероятным потоком уезжающих местных жителей, в то время как на пребывающих рейсах практически нет никого. Что будет с Гонконгом через год, пять, десять лет? На этот вопрос нет ответа ни у нас, ни у партии Гонконга. Конечно, сложно предугадывать судьбу столь нетрадиционного, многокультурного и интернационального Гонконга.
Гонконг является важнейшим мировым финансовым центром. Его история и значимость в истории очень важна: административный район Китая всегда имел особое значение как географическое, так и политическо-экономическое. Гонконг не подчиняется законам КНДР, так как на его территории сохраняется контроль над законодательством, полицией, финансами, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняется представительство в международных организациях и на мероприятиях.
Таким образом, особые статус Гонконга отражается и на внутреннем складе жизни. В 2019 году решение принять закон об экстрадиции вызвало множественное сопротивление, а к 2021 году мы уже можем наблюдать последствия нежелания принимать его. Будем следить за ситуацией в Гонконге и пожелаем жителям мирного неба!